...29.06.2004 г. на сайте размещена новая легенда "2-ой интерпретации" - "Святой огонь Лланиллтид, или Житие благочестного Беддвина", основная легенда для игровых локаций "Аббатство Гластонбери (Лланиллтид)" и "Корнуолл", а также для персонажей-христиан вообще...
...27.06.2004 г. на полигоне в Лемболово была проведена очередная предварительная игра...
...26.06.2004 г. мы начали выкладывать на сайте списки готовых ролей, выбирайте! - см. раздел "Люди и роли"...
...присылайте, пожалуйста, свои заявки, и не забудьте заполнить анкету...
Комментарий #3 О христианстве на игре и не только о нем
Наш Бог - Бог всех людей, Бог неба и земли, морей и рек, гор и долин, солнца, луны и всех звезд до единой. …Он наполняет все сущее своим дыханием, всему дает жизнь, всем правит и все хранит.
Из преданий о Св. Патрике
ачем я пишу этот комментарий? Ведь что такое христианство, известно всем. Вряд ли кто-то из участников игры не имеет хотя бы самого общего, элементарного представления о церкви и ее иерархии, о системе обрядов, о ценностях христианской морали и так далее. Обычно для игры, построенной на средневековом материале, таких простейших познаний бывает вполне достаточно.
Тогда - зачем?
На сессиях нам часто задают вопрос о взаимоотношениях язычества и христианства на игре. И, начиная рассказывать о своем видении предмета, о мировоззрении новообращенных христиан, о двоеверии, мы сплошь и рядом сталкиваемся с непониманием. Конечно, люди, близко знакомые с кельтской тематикой, обычно неплохо ориентируются в этом вопросе. Но ведь игра рассчитана на самый широкий круг участников, не только на знатоков кельтики.
А в сознании людей, не интересовавшихся историей Британии и кельтской церкви специально, коренится ряд штампов, которые кажутся самоочевидными и так и напрашиваются на воплощение в игровую действительность. Это и "крестовые походы", и яростная борьба с язычеством, и охота на ведьм, аутодафе, индульгенции, невежество и мракобесие священников - и так далее. Но в нашем-то контексте, в мире "Мабиногион" все это - просто нонсенс! И напротив, многие яркие детали, создающие пространство игры, ее дух - священный негасимый огонь, поддерживаемый в монастыре с языческих времен, или монах, поющий под аккомпанемент арфы в лучших традициях бардов - не будут поняты и оценены по достоинству, если общественность не понимает, что бы все это значило.
Оказывается, что многие привычные, расхожие представления в британском контексте оказываются… ошибочными. Люди, знакомые с термином "кельтское христианство" поймут, о чем я говорю. Дело в том, что в Британии и Ирландии христианство приобрело довольно своеобразный облик. Своеобразный настолько, что из Рима долго смотрели на кельтскую церковь с подозрением - не ересь ли? При этом религия, как и везде в средневековой Европе, накладывала отпечаток на все мировоззрение и уклад жизни людей. Естественно, этот отпечаток тоже оказался необычным.
Конечно, чтобы объяснить все, следовало бы начать по порядку - с истории. Это, поверьте, очень занимательно, но - увы! - слишком долго. Поэтому тех, кто захочет узнать о кельтском христианстве побольше, отошлю к нашему разделу "Ресурсы" нашего сайта. Там есть немало интересных материалов. Остальным же сообщу лишь голые выводы - то, что им необходимо знать, чтобы понимать контекст игры.
Первая особенность кельтского христианства - необыкновенная терпимость. Новая вера распространялось на островах только путем мирной проповеди, а не "огнем и мечом". За спиной миссионеров не стояло вооруженное до зубов государство, считавшее христианство более подходящим для своих нужд. Да ведь и государства-то толком еще не было…
Британская и ирландская церковь - это церковь святых подвижников и проповедников-одиночек, обращающих язычников силой слова и творящих чудеса именем Господа. Немаловажный факт: в Ирландии не было ни одного мученика, а в Британии все таковые пострадали от римлян. Чаще всего не останки пострадавших за веру служили здесь священными реликвиями, а книги, колокольчики, посохи великих проповедников и основателей монастырей, первых епископов и чудотворцев. Церковь не пыталась вступать в открытое противостояние с язычниками, провоцируя столкновения, а предпочитала действовать убеждением, давая языческим традициям новое христианское толкование.
Это неизбежно приводило к тому, что в течение длительного времени два мировоззрения - языческое и христианское - более или менее мирно сосуществовали. Известно, что политеистические религии всегда веротерпимы, что, в конечном итоге, их и губит. Язычник, верящий, что богов много, легко признает существование еще одного - Христа. Если друиду нового бога хватает благоразумия и такта не оскорблять богов старых, то почему бы не позволить ему построить свой храм? Почему бы не пойти посмотреть на службу и не послушать рассказы о подвигах древних героев и друидов, служивших Христу, которых жрец называет святыми? Пусть новый бог тоже помогает нам в наших делах, как помогали боги отцов. Для этого надо пройти обряд крещения? Что ж, в нем нет ничего плохого: ведь омовение водой всегда считалось очистительным действом…
А дальше начиналось самое интересное. Рядовые новообращенные христиане оставались по сути своей язычниками. Они почитали Христа одним из многих божеств, может быть, чуть более могущественным - но и только. Они воспринимали библейские рассказы примерно в том же контексте, что и языческие предания, а Христа - как бога-воителя. Как и у героев древности, дух его был неколебим, жизнь предопределена как серия подвигов, а задача принести свет миру имела реальность и смысл, которые напоминали древние видения и пророчества кельтского мира.
В результате возникает ситуация двоеверия. Человек, считающий себя христианином, посещал службу в церкви, где молился совершенно искренне, а после этого шел к почитаемому источнику, чтобы попросить помощи в делах у божества, обитающего там. Никто не видел в этом ничего странного. Примерно так же православный русский крестьянин, глубоко и искренне верующий в бога, на ночь ставил плошку молока домовому, не считая, что в его действиях есть какое-то противоречие.
Идея единобожия укоренялась медленно и постепенно, но укоренялась, потому что, однажды зазвав паству в церковь, священник не уставал проповедовать ей догматы христианства. Веротерпимое же язычество постепенно отмирало, вытеснялось более активной религией, ставящей своей целью полное обращение населения. Друидизм не был осужден и не подвергался гонениям - он просто вымирал. Яркий пример тому - крещение Ирландии св. Патриком.
Пусть вас в дальнейшем не удивляет то, что я так часто обращаюсь к ирландскому материалу. Он намного богаче собственно валлийского и отлично дополняет его. Жители двух островов относились к разным ветвям кельтов и считали соседей скорее врагами, чем родственниками; но и традиции, и весь уклад жизни их были весьма сходны. Британские кельты, в силу ряда причин, сохранили гораздо меньше пережитков язычества, чем ирландцы. Но в целом, то, что верно для Ирландии, с некоторыми поправками будет верно и для Британии.
Заметим к слову, что именно в Уэльсе коренятся истоки этого своеобразного явления - кельтского христианства. Валлийская церковь никогда не вела столь активную миссионерскую деятельность, как в последующем ирландская, но все началось именно там. В церковной истории Уэльса предостаточно ярких, хотя и не слишком известных персонажей, начиная от св. Диврига, св. Давида, патронима Уэльса, и св. Иллтида, основателя монастыря в Лланиллтид Ваур. Именно в Уэльс первые последователи св. Патрика ездили учиться латыни и богословию.
Кстати, и сам апостол Ирландии был родом из Британии, и, в конечном итоге, был представителем именно этой традиции. Методы его были вполне традиционными для кельтской церкви. Завоевание Ирландии совершилось новой религией мирно, безболезненно и оказалось на редкость прочным. Патрик сумел обратить в веру Христову не только массу рядового населения, но даже друидов и филидов - просвещенную верхушку языческого общества. Некоторые из них стали потом епископами. Причем святой был предельно терпим, запретив лишь жертвоприношение старым богам, и признал дозволенными даже некоторые заклинания филидов.
Рецидивы язычества и в Британии, и в Ирландии наблюдались еще долго. Результатом же сосуществования двух достаточно терпимых конфессий стало их своеобразное сращивание. Наследие древней традиции было урезано и преображено, но не отвержено и проклято. Все, что не касалось религии как таковой - законы, уклад жизни, обычаи - претерпело минимальные изменения. Это устраивало всех. Отсюда своеобразный характер кельтской церкви, местами сочетавшей постулаты христианства с традициями язычества.
Приведем несколько примеров. Тонзура ирландских и британских монахов, которая вызывала неизменное раздражение в Риме - передняя часть головы выбривалась до линии, шедшей от одного уха до другого, а на остальной части головы волосы не стриглись - была, по-видимому, заимствована у друидов. Одеяния священников были белыми: в кельтской традиции белый является цветом священства. Наконец, в христианских текстах Ирландии встречается обращение к богу: "О мой друид, Христос, сын Божий!" ("А mо drai Crist mac De!"). Комментарии, как говорится, излишни…
Все мы привыкли к тому, что божества поверженного язычества занимали в системе христианского мировоззрения место чертей и прочей не чистой силы. В Британии и Ирландии им была уготована иная, куда более почетная судьба - они становились святыми, древними королями, героями. Такова одна из трех наиболее почитаемых в Ирландии святых - Бригита. Языческая богиня, она не сменила в христианское время не только места почитания, но и функций. Богине посвящались дубовое дерево и священный неугасимый огонь, который поддерживался в монастыре Келлдара двадцатью монахинями. Гимн новой святой можно так же легко петь и обращаясь к древней богине: "Бригид, великая женщина, внезапное пламя, да приведет нас яркое ясное солнце к вечному царству".
Влияние друидизма на кельтское христианство, конечно, не следует абсолютизировать. Наследовались именно форма, элементы нравов и поведения, но никак не содержание. Ни догматы церкви, ни богословие не были затронуты и искажены какими-либо местными особенностями, воспринятыми от язычества. Но не учитывать этот фактор тоже никак нельзя. Именно влиянием друидической традиции многие исследователи объясняют и то, с какой любовью и уважением кельтское христианство относилось к тварному миру, к природе и ко всем живым существам - созданиям Господа.
В соответствии с расхожими представлениями, христианство, особенно в Темные века - это оплот мракобесия. Оно отрицает и проклинает все мирское, видя в нем лишь источник соблазнов и погибели, и испытывает патологический страх перед любым знанием, не только светским. Но для британской и ирландской церкви это ни в коей мере не справедливо. Здесь царил дух терпимости, уважения к учености, как новой, так и традиционной, языческой. Когда Европа погрузилась в Темные века, Ирландия, прежде "невежественная во всем, кроме магии", стала страной святых и ученых.
Однако этим оригинальность кельтской церкви не исчерпывалась. Ее самостоятельность граничила с фактическим отпадением от папского престола. Папа не являлся кем-то выдающимся из-за расстояния и того факта, что идея о главенстве папства не вполне развилась к этому времени. Кельтская церковь упорно конфликтовала с Римом по вопросу о дате празднования Пасхи и уважительно относилась к учению известного британского ересиарха Пелагия, которого по-валлийски называли Морганом. Епископы не обращались в Рим для утверждения в должности, причитающиеся папе платежи собирались нерегулярно. Редкостью была и церковная бюрократия, наблюдавшаяся при римском порядке. Епархия обычно совпадала с территорией клана, а сам епископ избирался из людей, угодных вождю и связанных родовыми узами с кланом. Приходские священники больше подчинялись местным обычаям, чем порядкам католической иерархии.
Архаическая клановая структура общества, неразвитость городских центров, раздробленность на мелкие королевства породили церковь монастырей. Значение епископов было неизмеримо ниже, чем в континентальной Европе. Сердце кельтского христианства билось в монастырях. Аббат в своей обители имел больше уважения, чем епископ в кафедральном соборе.
Что же такое кельтский монастырь? Это не совсем то, что представляет себе человек, привыкший к "стандартным" католическим монастырям Европы. Начнем с того, что монашество, как и белое духовенство, не обязано было соблюдать целибат - обет безбрачия. Иноки могли жить в обители вместе со своими семьями. Общины сами избирали себе аббатов, и должность эта нередко передавалась по наследству. Семья настоятеля крупного монастыря была влиятельной силой, способной вмешиваться в политику.
Существовали и смешанные общины: половина - мужская, половина - женская. В храмах таких монастырей ставилась перегородка, чтобы отделить мужчин он женщин.
Вы скажете: "Что же это тогда за монастырь такой?" Ну, по тем временам это не было чересчур вопиющим нарушением традиций. Ведь в православии белое духовенство (то есть не монашествующее, не принявшее постриг) обет безбрачия не соблюдает и сейчас, да и в католичестве он был признан обязательным лишь в 12 веке! А раскол церквей, напомню, произошел лишь в 1054 году, так что на момент расцвета кельтского христианства (5-9 века) до него - еще столетия…
При всем этом "непотребстве" известна необыкновенно сильная привязанность ирландских монахов к уединению и аскезе. Они посвящали свою жизнь и силы "трем работам дня - молитве, труду, чтению".
Но строгая аскеза сочеталась с духом удивительной открытости по отношению к внешнему миру, пылкой энергичностью и терпимостью. Монастырь часто становился, помимо всего прочего, центром поэтического образования. Никто усерднее монахов с их прославленной любовью к рукописям не переписывал старинных преданий и не переносил в книги то, что продолжали изучать в филидических школах. С VI по Х век в Ирландии постоянно работали не менее ста скрипториев. Монахи и клирики питали большое пристрастие также к стихосложению и игре на музыкальных инструментах: многие пилигримы непременно брали с собой в странствия арфу, а поэзия отшельников составляет отдельную замечательную главу в литературе Ирландии.
Вот такая она, полуеретическая кельтская церковь, церковь Уэльса - церковь ученых и поэтов, подвижников, проповедников, почитаемых монастырей возле священных рощ и источников… Теперь, уважаемые игроки, встретив на полигоне священника в белой рясе, украшенной вышивкой, с колокольчиком на шее, вы не удивитесь и не примете его за друида - хотя и очень похож.
Вы сможете избежать еще многих и многих ляпов. Вы не потащите ведьму на костер во славу церкви и не подниметесь от нечего делать в "крестовый поход". Будучи язычником, вы не причините зла священнику: ведь он служит могущественному богу. Будучи христианином, вы не оскверните священную рощу друидов и не станете отрицать существование старых богов, проклиная всех, кто в них верит. Больше того: многим игрокам, отказываясь от прежних представлений и штампов, придется добросовестно отыгрывать двоеверие своих персонажей.
Но…
Есть и "но", о котором мы тоже должны вас предупредить. Создавая сюжет, мы несколько отступаем от исторических реалий, сознательно обостряя конфликт старого и нового, спрессовывая время, втискивая процесс принятия христианства в три дня игры. Мы ставим персонажей в экстремальные обстоятельства.
Мирное и привычное сосуществование двух религий оказывается под угрозой. На игре будут персонажи, причем очень влиятельные, мировоззрение которых входит в конфликт с общим климатом веротерпимости. Их задачей будет расшатать равновесие, толкнуть игру к конфликту на религиозной почве. Это отнюдь не означает, что эти игроки играют некорректно; просто у них есть свои причины, чтобы вести себя именно так. Рядовому же населению следует воспринимать такие одиозные фигуры соответственно мировоззрению своих персонажей. Встать ли на их сторону, воспротивиться ли или оставаться в стороне, каждый решает сам.
Чем закончится дело? Победой язычников? Торжеством веры Христовой? Изгнанием смутьянов, мешающих всем жить спокойно? О, нам бы тоже хотелось знать это!
Что ж, узнаем - всему свое время! Вечность подходит к концу. Уже не за горами игра.
А пока - до встречи! До встречи в августе на предварительных играх "Священный Собор" (для игроков, заявляющихся священниками) и "Испытание веры" (для священников и друидов). Торопитесь с заявками - и до встречи на полигоне!
Ольга Романова, мастер РИ "Мабиногион 2: Конец Вечности"